Сам «Камаз» объясняет рост доли девальвацией рубля, введением с начала года импортных пошлин на новые грузовики (выросли с 10-15% до 25%), смещением спроса на недорогую отечественную технику и ростом доли госзаказа. На конец 2008 г. доля «Камаза» на рынке новых тяжелых грузовиков массой 14-40 т составляла лишь 28,2% рынка, а к 1 июля выросла до 58,5%, говорится в отчете предприятия за II квартал. Рост шел за счет резкого падения продаж иномарок. Если в 2008 г. на них приходилось 51,3% рынка, то в первом полугодии этого года — лишь 21,1%, свидетельствуют данные «Камаза». Падение продаж иностранных грузовиков было очень резким, подтверждает коммерческий директор российского представительства Scania Андрей Чурсин: «Хотя мы продолжаем занимать лидирующую позицию среди поставщиков иностранных грузовиков, наши продажи упали по сравнению с прошлым годом примерно на 80%». Продажи «Камаза» снизились не так сильно: в первом полугодии — на 57,4% до 4384 грузовиков, в то время как рынок в целом — на 76,7% до 15 830 штук (данные компании). Сам «Камаз» объясняет рост доли девальвацией рубля, введением с начала года импортных пошлин на новые грузовики (выросли с 10-15% до 25%), смещением спроса на недорогую отечественную технику и ростом доли госзаказа. Последний фактор оказал наибольшее влияние, отмечает замдиректора агентства «Автостат» Сергей Удалов. Весной этого года федеральный и региональные бюджеты выделили 30 млрд руб. на госзакупки автотранспорта, 80% этой суммы должны были достаться «Камазу» и группе ГАЗ. Но рост доли был и на открытом рынке, уверяет директор по корпоративным финансам «Камаза» Елена Милинова: если не считать госзаказа, она составила около 40%. Причина — в прошлом году на пике спроса «Камаз» просто не успевал удовлетворять все заказы, покупатели или стояли в очереди по нескольку месяцев, или покупали сравнимые по цене грузовики китайского производства, объясняет она. Сейчас же доля и новых китайских, и подержанных иномарок, на которые до кризиса приходилось около трети всех продаж в России, сократилась практически до нуля, добавляет Чурсин: «Подержанные машины сейчас никому не нужны — перевозчики и застройщики избавляются от излишков, предложение сильно превышает спрос. А китайские грузовики брали в основном от безысходности». Неудивительно, что на рынке легковых автомобилей никто не смог показать результата подобного тому, что продемонстрировал «Камаз»: если на рынке грузовиков есть лишь несколько заметных игроков, то на рынке легковых автомобилей конкуренция значительно сильнее — тут участвует несколько десятков производителей, предлагающих множество самых разных моделей, рассуждает представитель «Соллерса».
|